Наврали с три короба, а делать все нам самим приходится. Обещали все под ключ и за полтора месяца. Уже третий месяц пошел.
Услышав знакомые нотки роли Жертвы «бедный я бедный» от знакомого собственника компании, я расспросила его, в чем дело.
Оказывается ему срочно нужно было сделать сайт, нашли подрядчика, который пообещал, что через полтора месяца все будет готово. Я, рассказывает собственник, радостно выдохнул, т.к. времени на эту задачу у меня не было. Мы подписали договор и тут началось. Подрядчик стал перекладывать свою работу на меня! Когда я стала выяснять, что мой собеседник подразумевает «перекладывать свою работу на меня», то оказалось, что подрядчик до подписания договора не упомянул, как будет проходить работа и какой объем работ должен сделать подрядчик.
В конце рассказа роль Жертвы органично сменилась ролью Преследователя: «Ну ничего, они у меня еще попляшут, – закончил он свой рассказ на повышенных тонах, – я всем своим знакомым и клиентам расскажу про этих подрядчиков, пусть все знают, какие они специалисты!»
Я улыбнулась про себя, поскольку он только что попал в управленческую ловушку под названием Драматический треугольник Карпмана. И сам того не понимая, он начал отыгрывать заданную роль согласно типовому сценарию.
Участвовать в треугольнике может сколько угодно людей, а вот ролей всего три:
1) Преследователь/Агрессор
2) Жертва
3) Спасатель.
В верхней части треугольника роли, где люди чувствуют свое превосходство. Жертва всегда внизу. При этом если вы в роли Жертвы, то можете разозлиться и встать на место Преследователя. А Преследователь почувствует себя виноватым и перейдет в роль Спасателя.
Представьте себе такую ситуацию. Директор (Преследователь) просит секретаря (Жертву) принести кофе. Когда она приносит, он выражает недовольство вкусом. Затем дает задание подготовить документы, результат тоже критикуется. И когда доведенный секретарь начинает плакать – Директор начинает ее утешать и переходит в роль Спасателя. А когда секретарь начинает его упрекать, какой он черствый и бездушный (она становится Преследователем), а он, оправдываясь, – жертвой. Еще и премию ей выпишет…
Недавно была статья Андрея Рябых «Управление обезьянами или как перестать делать работу своих сотрудников» – это как один из примеров управленческой ловушки описываемой треугольником Карпмана: сначала «Спасатель-Жертва» (директор берет задачу сотрудника) и потом «Преследователь-Жерва» (сотрудник, контролирующий директора).
Т.к. роли бессознательные, то обычно треугольник не признается и не ощущается участниками, а также позволяет наполнить жизнь ложными эмоциями и «яркими» событиями. Дополнительный бонус заключается в том, что сценарии поведения отработаны годами и не нужно размышлять о своем поведении.
Я привела примеры рабочего порядка, однако эта игра используется во всех сферах жизни. Например, взаимоотношения мужа, жены и свекрови. Догадываетесь, у кого какие роли?
Приманки
«Я просто обязан помочь!»
«Я должен оказать ему помощь!»
«Что подумают сотрудники, если я ему не помогу?»
«Я очень возмущен!»
«Важно восстановить справедливость»
«Эта тупица меня раздражает»
«Здесь ко мне несправедливы»
«Он/она меня не любит»
«Бедный я бедный»
«Шире вселенной горе мое! Ой-е!!!»
Как только вы слышите внутри себя эти фразы – знайте, это приманки, которые тащат вас в Треугольник Карпмана.
И как только вы в него попадете – станете заложником ролей, которые будете отыгрывать.
Роль Жертва
В какой-то степени это ключевая роль в треугольнике.
Жертва страдает, так как ее используют Преследователь и Спасатель.
Но не редко Жертва сама провоцирует их, а потом просит компенсации за проявленное к ней «неуважение».
«Ты же обещал, что если я предложу это решение, то получу повышение!» – в ярости говорит Жертва Преследователю. После это роли меняются, и бывший Преследователь начинает извиняться и берет ответственность Жертвы на себя.
Жертва застряла в ложном чувстве, что все ее хотят унизить, обидеть, использовать.
Жалости к себе и в пассивно-агрессивном поведении.
При этом Жертва легко переходит в роль Преследователя или Спасателя (помните, это когда начинаете кого-то спасать)
Роль Преследователь
Основные черты Преследователя: агрессивность, жесткий контроль, уверенность в собственной правоте, кайф от чувства превосходства, верит, что другие заслуживают наказания.
Поведение Жертвы Преследователя не только раздражает, но и толкает получить моральное удовлетворение от подавления. «Ты совсем тупой? Я же сказал заполнить 10 анкет. Не судьба еще 3 анкеты наковырять?!» – кричит начальник на подчиненного.
Преследователь с рвением ищет и находит причины, чтобы сделать других неправыми и «козлами отпущения».
Роль Спасатель
Это Д’Артаньян среди не очень хороших людей. Спасатель осуждает и Жертву и Преследователя, дает им ценные советы и сердится, когда не делают то, что он сказал.
Заниматься собой Спасителю не интересно. Куда выгоднее спасать других, чтобы почувствовать свою важность. Спасателем любит манипулировать Жертва: «Я к тебе как к другу пришел, а ты мне ничего внятного посоветовать не можешь!»
Если Спасатель не помог в решении чужих проблем, его начинает мучить сильное чувство вины.
Как выйти из Треугольника?
Если кратко – выход всегда там же, где и вход.
А по шагам:
1. Осознать, что сейчас вы внутри Треугольника в конкретной роли (как бы это неприятно не было)
2. Понять, какую выгоду Вы получаете, играя эту роль. Найти другие источники получения этой выгоды
3. Принять твердое решение и перестать играть выбранную роль
3. Взять на себя ответственность за свой выбор, решения и развитие ситуации
4. Насильно не выводить остальных из игры. Дайте им возможность отыграть свои роли. Иначе перейдете в роль Спасателя.
Рекомендации для Жертвы:
- Все, что с тобой происходит – это твоя заслуга. Никто не виноват
- Ответь себе на вопрос, в чем выгода такого поведения
- Останавливай манипуляцию спокойным голосом
- Перестань жаловаться. Начни мыслить позитивно
- Прими ответственность за свою жизнь
Рекомендации для Преследователя:
- Признай, что у каждого есть право говорить и делать, что он хочет
- Научись справляться с агрессией, а не подавлять ее. Если почувствовал гнев, спроси себя, что меня так раздражает? Как я могу изменить свое отношение?
- Признай, что у тебя тоже есть отрицательные черты и слабости
- Осознай, что за свои неудачи ты отвечаешь сам
Рекомендации для Спасателя:
- Прекрати всем давать советы, особенно если не просят
- Уделяй больше времени и внимания себе, а не решению чужих вопросов
- Не думай, что умнее других. Другие могут учиться на своих ошибках
- Если не можешь отказать, то не предлагай ничего конкретного, чтобы другой мог сам выбрать. Или просто поддержи человека: «Я в тебя верю. У тебя все получится!»
- Не жди благодарности за помощь
Важно помнить, что Треугольник Карпмана – это только модель. И как всякая модель, она описывает реальность только приблизительно.
Впервые эта модель была описана Стивеном Карпманом (Stephen Karpman) в 1968 году в его статье «Fairy Tales and Script Drama Analysis»
[adrotate banner=»1″]